Владимир Далецкий предлагает Вам запомнить сайт «Важней всего погода в доме...»
Вы хотите запомнить сайт «Важней всего погода в доме...»?
Да Нет

Лидеры

819 пользователям нравится сайт prikol2.mirtesen.ru

Отправить заявку

Дорога к храму: Бог в душе

Дорога  к храму: Бог в душе

До монастыря мы добирались на автобусе, который отправлялся из Пскова. Об этом монастыре рассказал наш приятель. На Псковщину мы, студенты, отправились с той целью, чтобы побывать в пушкинских  местах. Было это в самом начале 80-х. На улице промозглый март.

Пушкинские места нам показались какими-то заброшенными и неуютными. Туристов не видать, в музеи не  пускают – все закрыты на профилактический ремонт. Понятно – пока еще  нетуристический сезон. Заснеженное Михайловское, притихшие Пушкинские Горы.  Из-за железной ограды (музей, который тогда находился в храме, был закрыт  на профилактический ремонт) осмотрели на  памятник, установленный на  могиле  поэта. За оградой, на территории былого монастыря, - неприютный парк. В  высоких кронах голых деревьев громко кричат вороны. Пасмурный мартовский день был уже на излете. И мы попросились на ночлег в гостиницу, которая располагалась в бывшем братском корпусе бывшего монастыря.

В большой комнате с десяток железных кроватей. Нас было трое. Быстро стемнело. Выбеленный известью потолок еще долго дарил нам призрачный свет. Мы долго не могли заснуть и все говорили. Вспоминали детали  своего путешествия, делились впечатлениями. А они были какими-то неоптимистичными, словно кто-то умер.

А наутро пошли на автовокзал и купили билеты на автобус, который отправлялся в Псков, а уже оттуда – в город Печоры. Выбрались  из автобуса – и вот уже вход в монастырь. Это был известнейший тогда в СССР  Псково-Печерский монастырь. Нас особенно привлекало сюда то, что он никогда, даже в  годы советской власти,  не закрывался. Сначала был не на территории СССР, а после войны, уже во времена хрущевских гонений  на религию, тогдашний настоятель монастыря на свой страх и риск просто порвал циркуляр о закрытии. Так это одно из последний прибежищ православия сохранилось.

С небольшой площади видны крепостные стены со входом. Мы прошли в них, поглядывая вверх. И вот уже дорога круто уходит вниз. Спускаемся по заснеженному пути и сворачиваем налево. В деревянной церкви идет служба. Постоя немного, отправляемся бродить по монастырю. Дело к обеду. По расчищенным от снега дорожкам идут монахи. Немало молодых лиц. Но есть и убеленные сединами,  седобородые. В особых облаченьях схимонахи. Для нас все это в диковинку.

А мы все бродим по монастырю – где разрешено. Так хочется увидеть вход в  знаменитые печоры. Но доступ туда закрыт. Потолкавшись у закрытых храмов идем к выходу. В это время монастырская братия в черных одеяниях идет на послушание – привезли уголь. С неба сыплет  мокрый снег и монахи оставляют после себя следы. Невольно обращаю внимание на их обувь. Она самая разнообразная. Из-под подрясников  выглядывают «керзачи», расстегнутые гражданские зимние сапоги. Да, небогато живут чернецы.

С одним из них попытались разговориться. Узнав, что мы студенты, он закивал головой, мол, сам из таковых. И историю КПСС изучал, и научный коммунизм.

- А что привело в монастырь? – спрашивает кто-то из нас.

Собеседник говорит что-то мало вразумительное для нас, мол, глас Божий. Мы непонимающе переглядываемся и просим разъяснить. Но молодой монах, оглянувшись, быстро уходит от нас,  проговорив при этом негромкое: «Настоятель не благословляет».

Долго мы еще бродили по монастырю, словно стараясь отыскать смысл этой затворнической жизни, когда за стенами такой большой мир. Но, видимо, не дано было узреть тот свет, который открывался немногим.

Потом, в начале двухтысячных, опять сподобился побывать в этом монастыре. Не было уже в живых старого настоятеля. Но теперь мы попали  на службу в закрытый в первое наше посещение пещерный храм Успения Пресвятой Богородицы. Исповедались отцу Василию, причастились.

Долго я бродил по территории монастыря, узнавая и не узнавая некогда виденное. Запоминающим было путешествие по печорам. С огромным трепетом прикоснулись к гробу архимандрита Иоанна (Крестьянкина), просунув руку в отверстие в стене, которой замурована погребальная камера.

Дерево гроба было сухим…. И мне подумалось, что тога,  в 80-х, мы могли видеть этого сегодня известного всему православному миру молитвенника. Идем по мелкому и мягкому, как ковер песку,  устилавшему дно печор. Тихо теплятся свечи. Это не те оборудованные электрическим освещением печоры в Киево-Печорской лавре. Вот они, своды из песчаника, прямо над головой. Их можно коснуться рукой и тогда посыплется мелкий песочек… А воздух здесь свеж и в летнюю пору прохладен. Немного заплутал в темноте. Остановился  в  ожидании группы  паломников. Темнота.

Знатоки говорят, что в печорах роза может сохраняться в прежнем состоянии более месяца. Здесь, под землей, захоронения как монахов, так и мирян, сделанные в прошлом. На выходе из печор размещаются раки с мощами святых. Мы прикладываемся к ним с душевным трепетом.  И вот уже  Божий свет нас встречает колокольным звоном.

Эти не очень связные воспоминания о посещении Псково-Печорского монастыря ожили во мне, когда попала в руки книга архимандрита Тихона  «Несвятые святые», изданная в 1912 году. И такое ощущение, словно я вновь в монастыре, как и архимандрит Тихон, который туда пришел в начале 80-х. Но жизненные пути у  нас сложились по-разному. Архимандрит Тихон пришел в монастырь, знал, что он хочет. А мы, потыкавшись, словно слепые котята, убрались восвояси…